Закон о безопасности дорожного движения, являющийся своего рода конституцией дорожного движения, определяет главные задачи нормативного правового регулирования в этой области общественных отношений: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (ст.1 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Права и обязанности участников дорожного движения закреплены в ст. 24 Закона о безопасности дорожного движения. Установлено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам РФ гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства РФ о безопасности дорожного движения и международных договоров РФ (п. 1). Кроме этого, определено, что реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения (п. 2). К сожалению, это принципиальное положение не всегда реализуется на практике. Иначе уровень безопасности дорожного движения был бы значительно выше.
К конкретным правам участников дорожного движения относятся следующие:
— свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил;
— получать от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, в ведении которых находятся автомобильные дороги, достоверную информацию о безопасных условиях дорожного движения;
— получать информацию от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления о причинах установления ограничения или запрещения движения по дорогам федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;
— получать полную и достоверную информацию о качестве продукции и услуг, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения;
— на бесплатную медицинскую помощь, спасательные работы и другую экстренную помощь при дорожно-транспортном происшествии от организаций и (или) должностных лиц, на которых законом, иными нормативными правовыми актами возложена обязанность оказывать такую помощь;
— на возмещение ущерба по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством РФ, в случаях причинения им телесных повреждений, а также в случаях повреждения транспортного средства и (или) груза в результате дорожно-транспортного происшествия;
— обжаловать в порядке, установленном законодательством РФ, незаконные действия должностных лиц, осуществляющих полномочия в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Отдельные права участников дорожного движения закреплены в Правилах дорожного движения. Характерным примером в этом плане является право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения, которое именуется как преимущество (приоритет) (п. 1.2). Данному праву должна корреспондировать обязанность другого участника движения. Так, например, праву пешехода на первоочередное движение по нерегулируемому пешеходному переходу корреспондирует обязанность водителя транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода (п. 14.1 Правил дорожного движения).
Обязанности участников дорожного движения в Законе о безопасности дорожного движения сформулированы в самом общем виде — выполнение требований данного Закона и издаваемых в соответствии с ним нормативных правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения (п. 4 ст. 24). Свое развитие обязанности участников дорожного движения получают в Правилах дорожного движения. Так, в п. 1.3 Правил предусмотрено, что участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил дорожного движения, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами. Основные обязанности каждого из участников дорожного движения регламентированы в специальных разделах Правил дорожного движения.
В случае невыполнения установленной обязанности (т.е. совершения правонарушения) участник дорожного движения приобретает специальный статус — статус лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Это лицо пользуется правами и выполняет обязанности на всех стадиях производства по делу (возбуждение дела об административном правонарушении, рассмотрение дела по существу, обжалование и исполнение постановления по делу).
В случае применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении лицо, в отношении которого ведется производство по делу, вправе требовать выдачи ему копии протокола о применении соответствующей меры обеспечения (гл. 27 КоАП РФ), разъяснения прав и обязанностей, предусмотренных КоАП РФ (см., например, ч. 5 ст. 27.3 КоАП РФ). Лицо, подвергнутое административному задержанию, имеет право на уведомление родственников, администрации по месту работы (учебы), защитника (ч. 3 ст. 27.3 КоАП РФ).
Лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, имеет право на ознакомление с протоколом об административном правонарушении. Указанное лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).
Основные процессуальные права и обязанности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, определены в ст. 25.1 КоАП РФ. Установлено, что это лицо вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника (ч. 1 названной статьи). В ч. 2 указанной статьи закреплено право на участие в рассмотрении дела об административном правонарушении. В отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, дело может быть рассмотрено, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. Вместе с тем законодатель определил, что судья, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу. По отдельным категориям дел и, в частности, по делам об административных правонарушениях, влекущих административный арест, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.
Вопросы, связанные с защитой прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, регламентированы в ст. 25.1 КоАП РФ.
Администрация
- Глава администрации
- Историческая справка
- Структура администрации
- Устав
- Бюджет
- Нотариат
- Налоги
- Противодействия коррупции
- Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
- Антикоррупционная экспертиза
- Методические материалы
- Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения
- Сведения о доходах
- Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
- Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
- Тематические публикации, памятки по вопросам противодействия коррупции
- Благоустройство
- Муниципальная служба
- СМИ, учрежденные администрацией
- Протоколы
- Совет ветеранов
Совет депутатов
Муниципальные услуги, закупки, торги
Избирательная комиссия
Карта проезда:
Шорткоды
Спутник